«Борьба с табаком — это прибыльный бизнес»

11.05.2011

Индустрия борьбы с табаком — огромный рынок, за который борются международные фармацевтические корпорации, выпускающие препараты, способствующие отказу от никотиновой зависимости. По данным ВОЗ, на сегодняшний день число курильщиков в мире составляет 1,3 млрд человек. Все они являются потенциальными потребителями подобных препаратов.

На мировом рынке средств борьбы с никотиновой зависимостью конкурируют три глобальные корпорации — Pfizer, Glaxosmithkline и Johnson & Johnson. Очевидно, что максимальную прибыль они могут извлечь путем реализации следующей потребительской стратегии: как можно большее количество людей должно начать курить до 20—25-летнего возраста, а потом находиться в процессе «постоянного бросания».

На уровне государственных органов власти за антитабачные кампании отвечают органы здравоохранения. Их ключевой интерес — повышение продолжительности жизни населения, сокращение смертности, борьба с различными видами заболеваний и т.п. Согласно постановлению правительства РФ от 16 апреля 2011 года на пропаганду здорового образа жизни только в этом году будет выделено более 300 млн руб.

Фармацевтические компании используют тему табака и борьбы с ним в качестве объединяющей идеи, позволяющей им вести постоянный диалог с ключевыми чиновниками системы здравоохранения, в том числе отвечающими за государственные закупки лекарств. Специалисты фармкомпаний находятся в постоянном поиске, как установить тесные связи с чиновниками, как убедить их купить именно их лекарства. Борьба с табаком — одна из идей, в которой их интересы сходятся.

В ходе работы над исследованием, посвященным индустрии борьбы с табаком, мне удалось ознакомиться с размерами затрат компаний фармацевтической отрасли на лоббизм в США. Согласно данным из открытых источников, с 1998 по 2010 год фармотраслью только на лоббизм в Штатах было затрачено 2,08 млрд долл., что вдвое больше расходов на лоббизм компаний ТЭК. В то же время табачная отрасль ограничилась выделением 335,7 млн долл. на свои лоббистские расходы.

К слову сказать, в США фармацевтическая промышленность вынуждена плотно работать с врачами. Без специального рецепта врача пациент не сможет купить даже простейшие препараты (например, даже такие простые, как линзы для глаз). В этих условиях одной из форм взаимодействия является выплата фарминдустрией завышенных гонораров за выступления врачей на конференциях. Негласный сговор такой: врачи выписывают нужные лекарства, а фарминдустрия через притворные сделки платит им за эти услуги.

Борцы за право на курение считают, что антитабачное лобби борется не за здоровье нации, а просто с производителями табака. Одним из их аргументов является тот факт, что в мире нет антиалкогольных кампаний, а на бутылках со спиртными напитками не размещают изображение печени, пораженной циррозом, в то время как алкоголь наносит обществу не меньший вред, чем курение. В то же время фармкомпании производят множество товаров, направленных на избавление от похмельного синдрома. Если люди не будут употреблять алкогольные напитки, они не будут покупать эти лекарственные средства.

Другим подтверждающим данный тезис примером является внезапная истерия фармотрасли против электронных сигарет. Так, Ассоциация легочных болезней США, которая только от Johnsons & Johnsons в 1997 году получила 2,5 млн долл. за право использовать ее имя в рекламе антитабачного препарата Nicotrol, приняла активное участие в лоббировании запрета на продажу в магазинах электронных сигарет. В своем публичном заявлении в поддержку закона о запрете продаж электронных сигарет в Иллинойсе ассоциация сообщила, что научно не доказано, что курение обычных сигарет опаснее, чем использование их электронных аналогов.

Похожую картину мы видим и в России. В 2009 году Росздравнадзор зарегистрировал электронные сигареты как «изделие медицинского назначения», а именно «устройство для защиты организма при курении», что не понравилось врачам, обвинившим ведомство в том, что оно не провело соответствующих медицинских испытаний. Представители Росздравнадзора в ответ сами обвинили врачей, что они куплены фармкомпаниями, продающими антиникотиновые пластыри. Начальник Управления контроля за качеством медицинских изделий Росздравнадзора Елена Барманова заявляла тогда, что электронная сигарета относится к тому классу опасности медицинских изделий, который не требует проведения медицинских испытаний.

Источник: Павел Толстых, - «Борьба с табаком — это прибыльный бизнес» // РБК Daily от 11.05.2011

Гришанков Михаил Игнатьевич, первый заместитель Председателя Комитета по безопасности Государственной Думы
Другие проекты
E-mail: gr@gr.ru